— Висим на столбах и подбираем маникюроустойчивую клавиатуру… К дню сисадмина
25 июля — День системного администратора. Мы поговорили с Иваном Кончаковским, руководителем IT-отдела arcsinus, и поняли, что сисадминство — не только профессия, но и экстремальный вид спорта, а также вид магии. Не забудьте поздравить сегодня своих админов, они герои.

— Как стать системным администратором? И как ты оказался там, где оказался?

Нет гарантированного рецепта, как стать системным администратором. Нет пакета обязательных требований вроде образования, возраста, навыков или опыта. Я пришёл в профессию достаточно очевидным путём — с детства интересовался железом и ПО.

Вообще же люди приходят из очень разных сфер, даже из полиции. Ключевое — уметь думать, общаться, учиться, не бояться и главное — интересоваться. Если у человека ещё и руки растут из нужных мест — сисадмин из него получается просто золотой.

— Расскажи о твоих буднях. Что интересного бывает, к чему нужно быть готовым тому, кто собирается работать сисадмином?

Было много всякого. Например, встречаешь море людей. Поскольку на входе в профессию нет рамок, приходят пробовать себя самые разные люди. Я работал с бывшими танцором балета, сотрудником полиции и охранником из «Пятёрочки».

Я думаю, мало кто сталкивается с таким количеством безумных требований и желаний, как сисадмины. Часто это хотелки из области магии, вещи, которые просто невозможно реализовать. Просили, например, заставить систему учёта 1С самостоятельно отправлять отчёты в банк или раскладывать разные типы и форматы документов по внешним дискам. Или запустить тот же 1С на айфоне. Одна сотрудница с очень длинными ногтями жаловалась, что у неё клавиатура умирает за полгода — а виноваты системные администраторы, плохо подобрали оборудование

Приходилось как-то устанавливать серверную на даче у гендиректора. Но это ещё ничего. Хуже было, когда серверную нужно было организовать на съёмной квартире руководителя, который переезжал каждые несколько месяцев.

Или, например, была задача — провести миграцию доменов в средней московской компании за 2 дня. Домены — это мозг и система управления устройствами и сетями в компании. Это центры, из которых осуществляется управление пользователями и настройками рабочих мест, доступом и сетевой инфраструктурой.

Перевод на новые домены — это работа и с устройством каждого пользователя, и в серверном сегменте. Всё усложняется, если миграция идёт между несопоставимыми версиями или у исходного домена какие-то проблемы. В тот раз был фулл-хаус, все возможные проблемы. Версии доменов по выпуску разнились в 15 лет. Исходный контроллер был мертв. У компании были филиалы в городе и области. Это был чудовищный труд. Но кейс закрыли успешно. Благодаря подготовке, конечно.

Вообще к системным администраторам часто относятся как к уборщицам, но с более широким функционалом — им можно предъявить за любое неработающее ПО или железо. Даже объективные проблемы становятся виной админа — не предусмотрел, не заготовил, не купил титановую маникюроустойчивую клавиатуру.

— У сисадмина сидячая работа?

Ахаха, ну как повезёт... Условия самые разнообразные — в зависимости от типа админа и компании, которые он обслуживает. Если это заправки — готовься зимой и летом катать в разные концы города и висеть на столбах, прокладывая кабеля. Если это бизнес-центр — может быть, придётся полазать по чердакам, но в целом работа будет сидячая.

По моему опыту администраторы бывают трёх видов:

  • Одиночки в компаниях. С одной стороны на них всё. С другой обычно круг задач несколько у́же — можно один раз сделать хорошо и долго не париться.
  • Члены внутренней IT-команды. Это значит что в штате есть несколько админов, и каждый занимается своим типом задач — кто-то по шахтам лазает, кто-то шаблоны ansible пишет.
  • Аутсорсеры. Здесь ещё более строгое разделение — есть «руки», «поддержка», «головы» и «суперголовы». И задачи строго привязаны к статусу сотрудника.

— Расскажи о плюсах и минусах профессии

Классный атрибут нашей профессии — свобода. Свобода как развиваться, так и деградировать.

Из минусов — наверное, заработок. Это не самая высокооплачиваемая специальность.

И преимущество, и недостаток одновременно — то, что «наша служба на первый взгляд как будто не видна». Видимая всем часть, так называемый хелпдеск, то есть поддержка и работа с обращениями сотрудников — это лишь верхушка айсберга. Основная часть задач остаётся незаметной — ежедневная поддержка доступности инфраструктуры, обеспечение безопасности, целостность архитектуры, мониторинг корректности бизнес-процессов...

Ещё одна амбивалентная штука — это широкий пул задач. Хороший системный администратор — специалист во всем и ни в чём. Из-за широты знаний страдает глубина. С другой стороны, это возможность пощупать самые разные аспекты работы людей и, возможно, найти область, которая интересна.