Конструктор подбора футбольной формы

2020
сейчас
О клиенте

Спортмастер

«Спортмастер» — компания-ритейлер в сфере товаров для спорта 
и активного образа жизни. В России это спортивная сеть №1 — здесь работают 500+ магазинов. География присутствия также включает Беларусь, Киргизию, Казахстан и Армению. Каждый год магазины сети посещает более 200 млн человек.
Основная задача

Создать инструмент для сборки комплекта формы

Вместе с коллегами из «Спортмастера» мы запустили не один проект. Как правило, нас не ограничивают жёстким техническим заданием. Мы обсуждаем цели продукта, делимся мнениями и вместе формируем концепцию. И в этот раз они обратились с верхнеуровневой потребностью: «Хотим, чтобы у наших клиентов была возможность самостоятельно собрать комплект футбольной формы».

Зачем нужен конструктор

Триггером к запуску проекта стало исследование категорийных менеджеров «Спортмастера». Среди клиентов выделили сегмент покупателей, которые заказывают комплекты футбольной формы — майки, шорты, гетры и бутсы. В числе таких заказов много крупных — например, сразу на 11 комплектов. В сегмент входят родители, покупающие форму для детей, игроки непрофессиональных футбольных команд и тренеры детских клубов.

Собирать комплект по всему интернет-магазину неудобно

Части комплекта нужно искать в нескольких разделах и категориях. Многие клиенты так и не доходили до конца, и компания теряла выручку. Маркетинговая команда «Спортмастера» пришла к выводу, что нужен специальный инструмент — «Конструктор футбольной формы». И обратилась за помощью к arcsinus.
Ход работ

Кто в команде?

Мы сформировали совместную команду продукта. Со стороны «Спортмастера» к проекту присоединились продакт-лид, архитектор, кураторы по веб-разработке и QA, а также методолог. С нашей стороны в команду вошли архитектор, менеджер проекта, аналитик, дизайнер
и разработчики.

Михаил Попов

Менеджер проектов
arcsinus
Состав команды — это отражение продуктового подхода к разработке. Если коротко, то вначале формируется стратегия и команда. В команде работают горизонтальные связи: участники могут принимать решения и делегировать друг другу задачи напрямую, без обязательного участия руководителя. Так процесс идёт быстрее.

User Story Map

Мы обсудили цели, определили скоуп проекта и декомпозировали его на задачи. Следующим шагом была сессия user story mapping (построение карты пользовательских историй).

User Story Map помогает понять, что именно делает пользователь внутри продукта, как взаимодействует с ним, какие задачи решает и с какими трудностями может столкнуться. Кроме того, инструмент даёт возможность в любой момент взглянуть на продукт «с высоты птичьего полёта» (helicopter view). В USM собраны все возможные сценарии взаимодействия с продуктом. Команда приоритизирует и последовательно берёт пользовательские истории в разработку.

Minimum Viable Product

Используя карту, мы очертили границы MVP — минимально жизнеспособной версии, которая выполняет базовую задачу пользователя.

Архитектурное ревью

Затем на стороне «Спортмастера» провели архитектурное ревью — изучили и описали, как взаимодействуют в продукте разные системы. Это обязательный нулевой этап в любом проекте компании. Архитектурное ревью помогает описать взаимодействие систем и понять, какие доработки понадобятся, чтобы продукт функционировал правильно. В «Конструкторе» футбольной формы пересекаются множество внутренних систем «Спортмастера», и поэтому в архитектурном ревью участвовали специалисты нескольких команд.

Дизайн интерфейса

Когда стало ясно, как будет строиться архитектура продукта,
мы приступили к дизайну экранов интерфейса в соответствии с пользовательскими историями.

За 5 месяцев сделали 
MVP Конструктора

Из них порядка 2 месяцев ушла на разработку. На втором месте по временным затратам тестирование, которое заняло около полутора месяцев. Остальное время распределилось между аналитикой и дизайном. Все последующие обновления мы выпускали по мере готовности и тестирования.

Михаил Попов

Менеджер проектов
arcsinus
Было очень комфортно! Заказчик дал нам свободу для принятия своих решений. В то же время мы всегда быстро получали ёмкие ответы на вопросы и комментарии, например, по нашему видению дизайна. Я считаю, так и должно выстраиваться экологичное взаимодействие бизнеса и разработки.

Дашборд и метрики

Поскольку продуктовая команда включала специалистов 
и со стороны arcsinus, и со стороны «Спортмастера» — решили подключить всех к внутренней системе заказчика TeamMetrics. Этот инструмент аккумулирует и отражает в виде наглядных дашбордов данные из Jira. Дашборды TeamMetrics позволяют в одном месте отслеживать, сколько задач взято и сколько выполнено, как долго задача «висит» в том или ином статусе и каково соотношение технических и бизнес-задач в спринтах.

Мы работаем по Git Flow

В ходе работы выяснилось, что подход к модели ветвления
в репозитории у коллег из «Спортмастера» отличается от привычного нам. Мы в arcsinus придерживаемся Git Flow. Эта модель разработки предполагает одну ветку в репозитории,
и доступ к ней имеет только тимлид. Другие члены команды работают над элементами продукта в отдельных ветках — feature branches. Когда рядовой член команды заканчивает работу над элементом — он делает pull request, запрос на внесение его фрагмента кода в основную ветку. Тимлид «пускает» элемент в основную ветку разработки только после обсуждений, тестирования и баг-фиксинга.

В «Спортмастере» практикуют TBD

Суть модели Trunk Based Development (TBD) в том, что вся разработка ведётся в одной мастер-ветке кода. У всех участников команды есть прямой доступ к кодовой базе, и они вносят в неё изменения без pull requests.

TBD позволяет значительно быстрее добавлять в продукт новые элементы. Команды работают по этой модели, когда все участники процесса — высококвалифицированные специалисты, и тимлид уверен, что никто не сделает критических ошибок. Поскольку мы договорились, что ведём игру по правилам заказчика — мы перестроились и работали над проектом по модели Trunk Based Development.

Константин Тарачёв

Технический директор
arcsinus
Мы используем более защищенную тактику работу 
с ветками. Так мы снижаем вероятность багов на ранних стадиях реализации фич, а значит, повышаем качество ПО и снижаем нагрузку на тестирование. Мы давно используем эту практику, она хорошо зарекомендовала себя при работе в проектах разной природы. При этом мы всегда готовы к использованию альтернативных подходов, что и продемонстрировали в этом проекте.
Функционал приложения

Выбор команды

Инструмент позволяет собрать сразу целый комплект футбольной формы. Весь процесс происходит на одной странице и занимает несколько минут. На первом шаге пользователю нужно выбрать команду — женскую, мужскую 
или детскую.

«Конструктор»

Затем «Конструктор» предлагает выбрать нужные предметы экипировки — шорты, брюки, футболки и гетры. Третьим шагом пользователь выбирает размеры — их можно выбрать индивидуально под каждого игрока.
Итог

Релиз продукта
пришёлся на весну

Маркетинговые исследования показывают, что наибольшим спросом футбольная форма пользуется в преддверии осени. Кампания по продвижению «Конструктора» была запущена в конце лета, однако и без привлечения рекламного трафика инструмент начал приносить заказы.
К сервису подключен счётчик аналитики, который позволяет отслеживать количество заказов со страницы «Конструктора»,
а также продуктовые метрики: время на странице, отказы, особенности поведения пользователя.
Перспективы

Уникальный принт

В планах дать пользователям возможность заказывать форму со своим принтом. У покупателя появится возможность разместить на ней названия команды, номера и фамилии игроков.

Гибкий инструмент

«Конструктор» можно адаптировать под любой вид спорта.
Если компании «Спортмастер» понадобится запустить конструктор
формы для баскетбола или волейбола — это можно сделать на основе разработанного решения.

Наталия Карпежникова

Product lead Конструктора 
«Спортмастер»
Ребята из «Спортмастера» и arcsinus с самого начала образовали слаженную команду и вместе работали на результат. Наши коллеги из Департамента управления товарными категориями лично протестировали «Конструктор» и высоко оценили результат.
Перейти на страницу «Конструктора»